Словарь практического психолога

  • ШКАЛИРОВАНИЕ
  • ШКОЛА — 1.
  • ШКОЛА: СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    ШКАЛИРОВАНИЕ — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных — антропологии, социологии психологии и прочих — шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного, экспериментов или тестирования. Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования как раз служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную. Общий процесс шкалирования состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и содержит два этапа:

  • на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической информации, создается эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений между ними;
  • на этапе анализа данных, от методов коего зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначается как выбор и реализация метода шкалирования. Есть два типа задач, решаемых с помощью методов шкалирования:
  • числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; в этом случае отображение производится с помощью шкалы оценок;
  • числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение производится с помощью шкалы установок.

    ШКОЛА — 1. Переносно — выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. Направление в области науки, искусства и пр.

    ШКОЛА: СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая служба в школе) — специализованное подразделение в системе народного образования, основная задача коего — обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение коих мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции. Деятельность службы выполняется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности:

  • психопрофилактика — направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе — с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;
  • психодиагностика — направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника в периодах дошкольного и школьного детства, на выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении;
  • развитие и психокоррекция — задачи этих направлений определяются ориентацией службы психологической на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, на помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, в развитии их способностей, в становлении личности;
  • консультирование психологическое — его задача состоит в оказании помощи педагогам, родителям и детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.