Словарь практического психолога

  • ФЕНОМЕН ПИАЖЕ
  • ФЕНОМЕН СТАБИЛЬНОСТИ МИРА
  • ФЕНОТИП
  • ФЕТИШ — 1.
  • ФЕТИШИЗМ — 1.
  • ФИГУМ
  • ФИГУРА

    ФЕНОМЕН ПИАЖЕ — психологические явления, связанные с развитием интеллекта детей, впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего возраста дошкольного. Проявляются в ошибочных суждениях детей об абстрактных характеристиках предметов, связанных с их измеримыми качествами (количество, размер, объем и пр.). Объясняются неспособностью детей этого возраста овладеть обратимостью операций, непониманием законов сохранения вещества и количества предметов при изменениях их формы или взаимного расположения.

    ФЕНОМЕН СТАБИЛЬНОСТИ МИРА (феномен стабильности видимого мира) — свойство восприятия зрительного, благодаря коему даже при движении наблюдателя положение объектов воспринимается достаточно константно. Обеспечивается тем, что совокупность предметного окружения некоего предмета играет роль неподвижной системы отсчета.

    ФЕНОТИП — любой поддающийся наблюдению признак организма — морфологический, физический, поведенческий. Термин предложен в 1909 г. датским биологом В. Йоганнсеном. Фенотип — продукт взаимодействия генотипа и среды, но на разных уровнях организации — клеточном, органном, организменном — соотношение фенотипа и генотипа различно.

    Согласно И. П. Павлову, фенотип — это склад деятельности нервной высшей, образуемый в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Это понятие связано с понятием характера.

    Совокупность социальных характеристик человека обозначать этим термином не принято.

    ФЕТИШ — 1. Некий предмет, наделенный, по представлениям верующих, магической силой и служащий предметом своеобразного поклонения. Отношение к фетишу двойственно: его ублажают и «кормят, когда хотят добиться от него желаемого, и наказывают, когда он «не выполняет» просьбы.

    2. Предмет слепого поклонения.

    ФЕТИШИЗМ — 1. Религиозное поклонение фетишам — общий и постоянный элемент многих религий. 2. Слепое поклонение чему-либо. 3. Согласно З. Фрейду — один из видов перверсий половых, характерный тем, что половое влечение связывается с различными предметами, по своему биологическому статусу не имеющими эротического значения. Эти предметы (как правило, предметы туалета противоположного пола и пр.) лишь символизируют сексуальный объект — полового партнера, и половое удовлетворение достигается посредством различных манипуляций и контактов с этими символами, кои сами по себе лишены эротического значения.

    Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно прекращаются.

    ФИГУМ — внешнее очертание, форма чего-либо. Некое изображение предмета.

    ФИГУРА (фигура и фон) — различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая «вещный» характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

    Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.

    Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов — биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.

    У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.