Словарь практического психолога

  • ПСИХОЛОГИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

    ПСИХОЛОГИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ (психология гормическая) — направление в психологии, основанное англо-американским психологом У. Мак-Дугаллом. По его представлениям, основой любых явлений психических служит особая нематериальная сила — хорме (горме), проявляемая в виде инстинктов (=> концепция хормическая).

    ПСИХОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНАЯ — ряд направлений в психологии, методология коих ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К психологии целостной относятся школа Лейпцигская, гештальт-психология, школа К. Левина, и др.

    ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ — условное наименование, принятое здесь для обозначения психологии обучения и воспитания в возрасте школьном.

    ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ — психологическое направление, основанное на принципах психологии гуманистической и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога.

    Рассматривается следующий ряд проблем:

  • проблемы времени, жизни и смерти;
  • проблемы свободы, ответственности и выбора;
  • проблемы общения, любви и одиночества;
  • проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования.

    Психология экзистенциальная подчеркивает уникальность не сводимого к общим схемам и универсальным правилам личного опыта конкретного человека. На базе этих теоретических посылок развивается психотерапия экзистенциальная, направленная на восстановление аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе, что достигается за счет глубинной личностной рефлексии. В практике психологии экзистенциальной применяются многие достижения психоанализа. Самые видные представители — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

    ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (психология среды) — недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней — пространственно-географической, социальной, культурной — органично включенной в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального. Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накоплению отбросов.

    Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды — архитектурной, производственной (-> эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры.

    Исследования в области психологии экологической приобрели особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из кризиса экологического, что выдвинуло на первый план такие проблемы:

  • исследование сознания экологического путем выявления особенностей восприятия человеком среды и выделение значимых для него факторов ее неблагоприятного развития;
  • выявление мотивации поведения экологического, раскрывающее причины поступков и лиц, как ответственных за нанесение ущерба среде, так и стремящихся любыми способами воспрепятствовать этому;
  • анализ закономерностей психологических последствий кризиса экологического — нарушения здоровья психического, рост преступности, сдвиги демографические и пр.;
  • разработка психологических средств пропаганды (-> психология пропаганды), направленной на формирование представлений, адекватных обстановке экологической.

    Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, воздействующих на среду внешнюю, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.