Словарь практического психолога

  • ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА
  • ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ
  • ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ
  • ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА — междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи; включает в себя исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и пр.

    Впервые систематическое изучение психологией семьи и брака было предпринято в конце 20-х-начале 30-х гг. XX в. в США. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60- 70-х гг. стал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Но поскольку в каждой из наук семья и брак рассматриваются с особой точки зрения, этот вопрос остался открытым.

    Психологические исследования брака и семьи включают изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, супружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей, и пр.

    В отдельную область исследования выделяется изучение процесса и эффективности консультирования семейного и брачного. Собранные данные служат основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных на помощь семье, а также источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, реализующих коррекционное воздействие на семью в целом или на ее отдельных членов.

    ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ -> тифлопсихология.

    ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ -> тифлопсихология.

    ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп. Рассматривает закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. Одна из ведущих ветвей психологии.

    Основные проблемы психологии социальной таковы:

  • закономерности общения и взаимодействия людей;
  • деятельность больших (нации, классы) и малых групп социальных;
  • социализация личности;
  • развитие установок социальных.

    Началом существования психологии социальной как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых упоминалась психология социальная. После первой мировой войны в западных странах велись разработки комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и прочем, а также общих методологических принципов построения психологии социальной как науки экспериментальной.

    Как самостоятельный раздел психология социальная выделилась к середине XX в. Она стремится понять и объяснить, почему некая форма поведения вызывается тем, а не иным аспектом среды социальной. В числе прочего она изучает тот факт, что большая часть социальных восприятий сильнее зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой ситуации. Пытается показать, каким образом чувства и мысли формируются в результате взаимных влияний людей.

    Это направление нельзя назвать собственно школой — оно охватывает многообразные исследования, уточняющие, как формируются отношения, устанавливаются связи, происходят социальные изменения, возникает лидерство — или конформизм и подчинение авторитету.

    Психология социальная выработала целый ряд собственных методов, для применения коих нередко требуется немалая изобретательность.

    Психология социальная как наука содержит следующие основные разделы:

  • психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей — в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
  • психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных — как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;
  • психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;
  • практические приложения.

    В отечественной психологии социальной рассмотрение всех этих проблем производится на базе принципа деятельности (-> подход деятельностный), что означает исследование социально-психологических явлений в реальных группах социальных, объединенных деятельностью совместной, при условии, что указанная деятельность опосредует всю систему внутригрупповых процессов. Это позволяет понять каждую группу как единицу во всей совокупности отношений общественных и вскрыть механизмы развития группы, превращения ее из группы диффузной в коллектив.

    Западная психология социальная (прежде всего в США) сделала чрезмерный акцент на группе малой. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорированию реальных социальных проблем, утрате «контекста социального».

    С позиций материализма, в произведениях его классиков содержатся принципиальные исходные положения и основания психологии социальной, касающиеся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и пр. Воплощение этих принципов в реальную практику исследований способствовало развитию отечественной психологии социальной. Большую роль в этом сыграли успехи, достигнутые в области психологии общей, что позволило отечественной психологии социальной опереться на фундамент таких принципов, как принцип единства сознания и деятельности и пр.