Словарь практического психолога

  • ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОЕКТИВНАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

    ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — область психологии, изучающая психологические компоненты — настроения, мнения, чувства, ориентации ценностные и прочее, а также их особенности — в политической жизни общества, формируемые и проявляемые на уровне политического сознания и самосознания наций, классов, групп социальных, правительств, индивидов и реализуемые в конкретных политических действиях (-> сознание политическое). Изучает политическое поведение человека в отношении проблем как политики внешней (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров на переговорах), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентации).

    Многие проблемы, составляющие предмет психологии политической — воспитание политическое, сознание общественное, психология воздействия идеологического, активность политическая масс, и прочее — решаются в рамках психологии социальной, педагогической и возрастной, социологии, экономики, философии.

    Методы, используемые в психологии политической, преимущественно ориентированы на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, оценки экспертные).

    ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ — объединяет области психологии, обслуживающие практику — направленные на помощь людям, переживающим сложности в личной жизни.

    ПСИХОЛОГИЯ ПРОЕКТИВНАЯ — ее основные положения таковы:

  • целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность ее отдельных функций, их детерминированность «личностным контекстом»;
  • единство личности и среды социальной, их неразрывность и постоянное взаимодействие;
  • предмет исследования проективного — не объективные отношения личности и среды, а субъективная концептуализация этих отношений индивидом:
  • личность — саморегулируемая система, цель коей — организация субъективного опыта согласно адаптивным задачам;
  • личность — уникальная система процессов познавательных, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.

    ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ — прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются:

  • процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;
  • психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;
  • способы побуждения людей к действиям — в связи с объектами установок и мнений.

    Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности.

    Цель психологии пропаганды — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации — для оптимального решения определенных социально-политических задач.

    Одна из исследовательских задач психологии пропаганды — изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление — выявление критериев эффективности пропаганды.

    Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам.