Словарь практического психолога

  • ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

    ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

    В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных:

  • с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;
  • с влиянием заболеваний на психику человека;
  • с диагностикой патологических состояний;
  • с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;
  • с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;
  • с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

    Принято выделять две основные области приложения психологии медицинской: заболевания нервно-психические и заболевания соматические.

    Структура психологии медицинской содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них — психология клиническая, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли психологии медицинской, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая.

    К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:

  • взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;
  • закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;
  • изучение динамики осознания болезни;
  • формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;
  • использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;
  • изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.

    Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:

  • психологические аспекты организации лечебной среды;
  • изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.

    В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют:

  • изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы;
  • изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса;
  • предупреждение иатрогений.

    На базе данных, полученных в психологии медицинской, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

    ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ — отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует:

  • проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
  • проблемы психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке;
  • проблемы применения музыки как массового средства коммуникации;
  • проблемы влияния функциональной музыки на производительность труда;
  • проблемы лечебного воздействия музыки на человека (-> музыкотерапия);
  • проблемы профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств;
  • проблемы эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений;
  • проблемы влияния музыки на повышение творческого потенциала.

    Одно из направлений психологии музыкальной — психология деятельности музыкальной, изучающая основные ее виды: восприятие, исполнение, сочинение и преподавание музыки.

    Появление психологии музыкальной как отрасли знаний связано с выделением психологии дифференциальной в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность направлялась на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, что считалось основой для понимания более сложных явлений психических. Положительным результатом этих исследований было установление данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов, что дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать закон психофизический основной и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение слуха музыкального, а затем — на исследование способностей музыкальных и восприятия музыкального.

    Сложность развития психологии музыкальной обусловлена недостатком исследователей, объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием методик, соответственных предмету исследования.