Словарь практического психолога

  • ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
  • ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ СУМЕРЕЧНОЕ
  • ПОНИМАНИЕ — 1.

    ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Может адресоваться как отдельному субъекту, так и группе, организации. Основные способы ее оказания — индивидуальное консультирование (-> психология Консультативная) и групповые формы психологической работы (-> психотерапия групповая). Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность, использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений. Психотерапия как лечебное психологическое воздействие — частный случай помощи психологической.

    Решение проблем практической психологии, как правило, явно или неявно связано набором принципов определенной базовой концептуальной схемы, что обусловливает создание различных программ оказания помощи психологической. В практической психологии известны бихевиористский, психоаналитический, когнитивный, трансактно-коммуникативный, экзистенциально-гуманистический и прочие подходы к их созданию (-> бихевиоризм; фрейдизм; психология когнитивная; анализ трансакционный; психология гуманистическая).

    ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ СУМЕРЕЧНОЕ — нарушение деятельности сознания, характерное глубокой дезориентированностью во внешнем мире при относительной сохранности логической последовательности действий. Сопровождается яркими и устрашающими галлюцинациями. Возникают сильные эффекты страха, злобы и тоски; проявляется склонность к агрессивным действиям.

    ПОНИМАНИЕ — 1. Способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат.

    2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.

    Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и вообще любые осмысленные действия и воздействия. Существует особая наука о понимании — герменевтика, искусство и теория толкования текстов.

    Понимание не следует отождествлять со знанием — способностью усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности коих человек он не сомневается — ибо возможно знание без понимания и понимание без знания, «непосредственное усмотрение».

    Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, естественного закона и пр.). Возможно ясное ощущение связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некую цель, сопоставимую с целями субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и прочее; подобным же образом возможно и понимание социокультурных, в том числе исторических событий, письменных памятников; на этой же базе возможно понимание поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.

    Возможно и понимание на основе сопереживания, идентификации: понимание эмоций другого человека; нерасчленимое «понимание человека»; понимание этических и эстетических явлений, и пр. Результат понимания — смысл — субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо понимание определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида.

    Особенно подробно изучена роль языка в понимании — в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках. К психологическим механизмам понимания человека относятся идентификация, проекция, перцепция социальная, эмпатия, озарение, интуиция, атрибуция каузальная.