Словарь практического психолога

  • ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ
  • ОПОСРЕДОВАНИЕ ЗНАКОВОЕ
  • ОПРЕДМЕЧЕНИЕ
  • ОПРОС
  • ОПРОС АНКЕТНЫЙ

    ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ — методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида, а также межличностных процессов в группах содержанием, целями и социальной ценностью выполняемой деятельности. Опосредование деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики.

    Принцип опосредования деятельностного по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и объяснить некие принятые им решения, а также поведение индивида в деятельностной ситуации. По отношению к группе — понять и объяснить принятие решений групповых, причины поведения группового, процессы дифференциации и интеграции групповой. На базе этого принципа и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных).

    ОПОСРЕДОВАНИЕ ЗНАКОВОЕ — базовое понятие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, означающее способ управления поведением, реализуемый самим индивидом. В этой теории все развитие психическое рассматривается как изменение структуры процесса психического за счет включения в нее знака (символа), что ведет к трансформации натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредованные. Первоначально в развитии онтогенетическом знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях ребенка и взрослого. При этом знак обретает определенное значение — соответственное нормам социальным организации деятельности.

    ОПРЕДМЕЧЕНИЕ (опредмечивание) — философское понятие, означающее процесс, в коем человеческие способности переходят на предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Что касается деятельности, она опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта деятельности: изменяя мир, человек изменяется сам.

    ОПРОС — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных.

    ОПРОС АНКЕТНЫЙ — метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В науках социальных проводится для выяснения биографических данных, мнений, ориентации ценностных, установок социальных и личностных черт опрашиваемого. В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения применяются различные типы опроса:

  • сплошной — например, перепись населения, или выборочный — охватывается возрастная группа, рабочий коллектив и пр.;
  • устный — интервью, или письменный — анкетирование;
  • индивидуальный или групповой;
  • очный или заочный — по почте, по телефону. При проведении любых опросов анкетных требуют предварительного решения две проблемы:
  • объем и однородность выборки: опрос лишается интереса, если охватывает слишком узкий круг лиц, и становится ненадежным (-> надежность), если опрашиваемые индивиды сильно различаются по измеряемым параметрам;
  • репрезентативность выборки — возможность распространения выводов, полученных при изучении части — выборки, на целое — генеральную совокупность.