МОТИВАЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ — мотивация, коя побуждает индивида к действию с целью улучшить его состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ (мотивация достижения успеха) — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; стремление к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемых индивидом.
Исследования мотивации достижения начал в 50-х гг. американский ученый Д.С. Мак-Клелланд, который выявил индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью теста апперцепционного тематического (=> метод проективный). Развитие мотивации достижения объяснялось особенностями социализации (например, ценностными ориентация-ми) у представителей тех или иных социальных слоев. Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией научения социального.
Мотивация достижения — побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов. Последующие работы показали, что здесь упускались из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети выполняют спонтанно и даже вопреки воспитательным воздействиям взрослых. Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения:
Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются между тремя и тринадцатью годами жизни и формируются как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влиянием среды. В возрасте трех — пяти лет более сильная и ориентированная на успех мотивация достижения складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей или воспитателей.
Для диагностики мотивации достижения очень часто применяются проективные стратегии, в частности — разработанная Д. Мак-Клелландом и его сотрудниками методика на базе теста апперцептивного тематического, которую в дальнейшем усовершенствовал П. Хекхаузен.
МОТИВИРОВКА — рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его группы референтной обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Отличается от действительных мотивов поведения и выступает как одна из форм осознания этих мотивов.
С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с общественными нормативами и своими личностными нормами. Иногда мотивировка сознательно используется для маскировки действительных мотивов своего поведения (-> защита психологическая).
include "bottom.shtml" ?>