Словарь практического психолога

  • КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ

    КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ — одна из теорий «среднего ранга», нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии других психологов. Относится к числу концепций, возникших во французской психологии социальной в 60 — 70 — е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально — психологического знания сциентистского толка. Основная идея концепции представлений социальных заключена в следующем утверждении: ментальные структуры общества призваны упрочить психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом изучения считается реальность социальная, понимаемая как совокупность представлений социальных, посредством коих отношения общественные явлены в индивидуальном сознании. Ключевым понятием является представление социальное, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура представления социального содержит три измерения:

  • информацию — сумму знаний о представляемом объекте;
  • поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны;
  • установку по отношению к объекту представления. Динамика представлений социальных обыденного сознания именуется объективацией и содержит ряд фаз:
  • персонификацию — ассоциирование объекта представления с конкретными личностями;
  • образование схемы фигуративной представления — визуально — репрезентируемой ментальной конструкции;
  • натурализацию — оперирование в сознании обыденном элементами схемы фигуративной как автономными объективными сущностями. В рамках концепции представлений социальных сложились такие направления анализа социальных представлений:
  • на уровне индивидуальной картины мира — представление социальное рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых моделей закрепления и превращающий необычное в банальность;
  • на уровне группы малой представление социальное выступает в концепции представлений социальных как феномен рефлексивной активности во взаимодействии внутригрупповом; показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта сверхсоответствия Я, выражаемого в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответственном требованиям ситуации, чем другие люди;
  • в плане отношений межгрупповых,, исходя из посылок, близких положениям теории категоризации социальной (Г. Теджфел), представление социальное понимается как элемент отношений рефлексивных между группами, детерминированный общесоциальными факторами или частноситуативными особенностями взаимодействия; важный теоретический итог — вывод о неабсолютном характере феномена дискриминации межгрупповой и об его зависимости от факторов социальных;
  • на уровне групп социальных больших создан подход к изучению элементов сознания обыденного; изучены системы представлений о психоанализе, о городе, о женщине и детстве, о человеческом теле, о здоровье и болезни, и пр. Выводы концепции представлений социальных об особенностях современного сознания массового (например, о растущей индивидуализации личности; об униформизации и стандартизации жизни; об отсутствии истинного равноправия полов; о фетишизации престижности) имеют и социально — психологическое, и мировоззренческое значение. Имеющиеся в этой концепции методологические противоречия связаны с ее двойной ориентацией — на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину психологии социальной. В целом концепции представлений социальных — один из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии сознания обыденного. Собранный ею ценный эмпирический материал представляет значительный интерес.