Словарь практического психолога

  • ДЕЙСТВИЕ СЛУЧАЙНОЕ
  • ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ
  • ДЕЙТЕРАНОПИЯ
  • ДЕКОРТИКАЦИЯ
  • ДЕЛИНКВЕНТ

    ДЕЙСТВИЕ СЛУЧАЙНОЕ (случайные и симптоматические действия) — согласно З. Фрейду — разнообразные, незаметные и незначительные излишние действия, выглядящие случайными, но в действительности являющие собой полноценные психические акты и, вместе с тем, знаки других, более важных душевных процессов. Их отличительная черта — то, что в действительности они вполне мотивированы и детерминированы, однако мотивы их скрыть! от сознания. Пример таких действий — как бы бесцельные манипуляции с одеждой, с частями тела, предметами и пр. Действия случайные и симптоматические близки к действиям ошибочным, но отличаются отсутствием при них другого, противоположного намерения, с коим они приходят в столкновение и кои мешали бы им проявиться (-> действие симптоматическое).

    ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ — система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, — от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе речь слышимую. Этим действия умственные отличаются от других видов действий — например, речевых, физических. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития. Действия умственные могут направляться на решение и задач познавательных — мыслительных {-> мышление), мнестических (-> память) и прочих, и задач эмоциональных (-> эмоция). В отечественной психологии действия умственные исследованы применительно проблематики психологии общей, возрастной и педагогической: механизмы конкретных явлений психических, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и рад-вития умственного, и пр. Управление процессом формирования действий умственных (-> концепция формирования поэтапного действий умственных) открывает некие перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход развития умственного ребенка. Результаты исследований по планомерному формированию действий умственных все шире применяются в обучении дошкольном, школьном, вузовском и профессиональном.

    ДЕЙТЕРАНОПИЯ — нарушение восприятия отдельных цветов, чаще всего зеленой части спектра, обычно обусловленное врожденными факторами. Светло-зеленый Цвет не отличим от темно-красного, фиолетовый — от голубого, пурпурный — от серого. При этом точка наибольшей воспринимаемой светлости оказывается несколько сдвинутой в сторону красной части спектра и располагается в его оранжевой части; нейтральная точка соответствует длине волны 500 нм.

    ДЕКОРТИКАЦИЯ — удаление коры мозга головного.

    ДЕЛИНКВЕНТ — субъект, чье поведение девиантное в крайних проявлениях являет собой уголовно наказуемые действия.